В конце минувшей недели Дмитрий Медведев провел очередную серию кадровых перестановок в МВД. Далеко не первую: на протяжении последнего года — после того как в феврале 2010 г. он дал старт реформе МВД, генералов увольняли чуть ли не каждый месяц. Но до сих пор в отставку отправляли все больше региональных руководителей и сотрудников центрального аппарата второго эшелона. На этот раз рокировки затронули ключевые позиции в ведомстве: от занимаемых должностей освобождены сразу трое заместителей Нургалиева.
Михаил Суходольский отвечал за милицию общественной безопасности, Евгений Школов курировал криминальную милицию, Алексей Аничин возглавлял Следственный комитет при МВД. Примечательно, что двое подпавших под замену милиционеров — близкие соратники премьера Владимира Путина. Евгений Школов в 80-х работал в советской резидентуре в ГДР. С 2002 г. занимал пост помощника руководителя администрации президента (тогда — Дмитрия Медведева), в августе 2004 года стал членом совета директоров ОАО «АК»Транснефть, а в 2007 г. был назначен начальником департамента экономической безопасности МВД. Главный милицейский следователь Алексей Аничин — однокурсник Путина.
Срок выслуги у него истек еще в декабре 2009 г., когда Аничину исполнилось 60 лет. Для генералов установлено возрастное ограничение: после 55 лет человек с таким званием может быть оставлен на службе только специальным указом президента, а после 60 лет служить в МВД позволено и вовсе «в исключительных случаях». Поэтому отставки Аничина ожидали еще два года назад. В конце сентября 2009 года президент назначил первым заместителем СК при МВД свою бывшую однокурсницу Татьяну Герасимову, до того работавшую в Главном следственном управлении ГУВД Санкт-Петербурга. Эксперты рассматривали ее как наиболее вероятную кандидатуру на должность руководителя СК МВД. Но Аничин остался на своем месте, а в январе 2010 года глава государства даже подписал указ, согласно которому право предлагать президенту кандидатуру на этот пост от министра внутренних дел переходило к премьер-министру России. Формально претензий к высокопоставленным милиционерам нет.
Накануне стало известно, что все они прошли переаттестацию. Нургалиев объясняет такие кадровые решения необходимостью ротации кадров, генералам обещают найти достойное место. Суходольский уже назначен руководителем Главного управления МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и это назначение очень похоже на почетную отставку. Место Аничина занял другой однокурсник Медведева, Валерий Кожокарь. За 20 лет Кожокарь дослужился до начальника следственного управления одного из райотделов милиции Санкт-Петербурга, а стремительный рост его карьеры начался после перехода Медведева в Кремль. Летом 2008 г. он становится начальником Главного управления МВД РФ по ЦФО (в свое время эту должность занимал глава СКР Александр Бастрыкин), а теперь — и главным милицейским следователем. Это не первый случай, когда Медведев ставит своих людей на место генералов, выбывающих из МВД в процессе реформирования этого ведомства. В феврале 2010 года на место уволенного статс-секретаря МВД, замминистра Николая Овчинникова (курировал транспортную милицию и спецобъекты) пришел начальник департамента Государственно-правового управления администрации президента Сергей Булавин. Заммнистра Аркадия Еделева (отвечал за Северный Кавказ) сменил замначальника управления администрации президента по обеспечению конституционных прав граждан Сергей Герасимов. Вчера они были переназначены. Однако количество однокурсников президента — величина конечная. К тому же, многие уже занимают важные государственные должности. Поэтому часть новых назначений в милицейском ведомстве, похоже, действительно прошла на основе принципа ротации. Так, Суходольского сменил генерал-лейтенант Александр Горовой, до сих пор занимавший пост начальника ГУ МВД по Ставропольскому краю.
Еще одного заместителя для Нургалиева Медведев нашел в Башкирии. Бывший министр внутренних дел республики Игорь Алешин был назначен туда несколько лет назад в качестве «противовеса» Муртазе Рахимову и, судя по всему, заслужил повышение. В любом случае, эти люди будут понимать, что своим назначением они обязаны именно Медведеву. Сохранили должности назначенный в январе заместителем министра Виктор Кирьянов (он отвечает за безопасность на транспорте) и ответственный за реформу ведомства Александр Смирный — бывший руководитель организационно-инспекторского управления МВД — считается человеком, очень близким к Нургалиеву. Но он, по сути дела, и единственный: в процессе реформы ведомства Медведев расставил своих людей в его руководстве.
Формально МВД является президентским министерством, как и другие подразделения силового блока — они подчинены не премьеру, а напрямую главе государства. Но до последнего времени считалось, что реальный контроль за этим блоком сохраняет премьер Путин, и это один из основных ресурсов его политического влияния. Похоже, последняя серия перестановок в руководстве МВД способна изменить привычную картину.
|